
«С Западом больше не будет
“бизнеса как обычно”»
“бизнеса как обычно”»
Глава МИД РФ Сергей Лавров подводит внешнеполитические итоги 2015 года.
Во вторник состоялась традиционная пресс-конференция министра иностранных дел России Сергея Лаврова по итогам прошедшего года. На нее аккредитовалось более 420 российских и зарубежных журналистов. Открывая пресс-конференцию, министр Лавров признал: «Год был сложным». “Ъ” приводит его самые интересные цитаты о внешней политике РФ и ситуации в мире.
Об отношениях с Западом
«Наши западные коллеги иногда говорят, что с Россией больше “бизнеса как обычно” не будет, и я убежден, что это именно так. В этом мы сходимся с ними. Больше не будет “бизнеса как обычно”, когда нам пытались навязывать договоренности, которые учитывают прежде всего интересы либо Евросоюза, либо США, и убеждали, что это не нанесет ущерба нашим интересам. Эта история закончена».
«Пока мы отмечаем продолжение весьма неконструктивной и опасной линии в отношении России, включая укрепление военного потенциала НАТО вблизи наших границ, создание европейского и азиатского сегментов глобальной ПРО США, к работе над которой подтягиваются и европейские страны, и страны Северо-Восточной Азии».
«Мы не заинтересованы в том, чтобы ЕС ослабевал и раскалывался. Мы заинтересованы в едином сильном Евросоюзе, с которым комфортно работать».
«Мы открыты для поступательного развития сотрудничества с ними (США и ЕС.— “Ъ”), но только на равноправной взаимовыгодной основе при невмешательстве во внутренние дела друг друга, при уважении принципиальных интересов каждой стороны».
Об угрозе терроризма
«Продолжалось и усугублялось (в 2015 году.— “Ъ”) множество конфликтных ситуаций — Сирия, Ирак, Йемен, Украина, в Африке много государств... Все это происходило на фоне беспрецедентного усиления террористической угрозы. Все мы были свидетелями жутких терактов против граждан России и других стран. Терактов, которые провоцировали массовый исход населения, в том числе на территорию Евросоюза».
«Только военным путем терроризм победить невозможно, необходимо сочетать вооруженные действия с политическими действиями по урегулированию конфликтов, с мерами по недопущению использования террористами экономической инфраструктуры, которую они захватывают, наподобие того, как это сделало ИГИЛ (запрещенная в РФ террористическая группировка “Исламское государство”.— “Ъ”) в Ираке и Сирии и поставляет контрабандную нефть и прочие контрабандные товары в Турцию для реализации... Важно противодействовать экстремистской идеологии».
Об усилиях России по борьбе с терроризмом
«Действия российских ВКС помогли переломить ситуацию в Сирии. Они помогли обеспечить сужение контролируемого террористами пространства. Прояснилась картина, кто борется с террористами, а кто является их пособником и пытается их использовать в своих эгоистических целях».
«Россия стремилась действовать активно, как постоянный член Совета безопасности ООН. Мы действовали, не только отстаивая национальные интересы, но и реализуя свою ответственность за положение дел в мире. Наше активное участие в антитеррористической борьбе способствовало принятию целого ряда важных резолюций СБ ООН, направленных на пресечение финансирования терроризма, на пресечение феномена иностранных террористов-боевиков. Мы добиваемся добросовестного их выполнения и честных, подробных отчетов Секретариата ООН о том, как и кто выполняет свои обязательства по этим важнейших документам».
Об урегулировании сирийского кризиса
«Мы активнейшим образом способствовали формированию международной группы поддержки Сирии и запуску так называемого венского процесса. Нахождение развязок самых сложных проблем возможно лишь при уважении международного права».
«Когда пытаются эту борьбу (с терроризмом.— “Ъ”), коллективность этой борьбы обуславливать не относящимися к делу вещами типа “вот вы согласитесь на смену режима, например в Сирии, и тогда начнем бороться с терроризмом по-настоящему коллективно и координировать свои действия”. Это уже, я считаю, большая ошибка тех политиков, которые такую позицию занимают».
О минских соглашениях
«Далеко не все договоренности были выполнены. Прежде всего, (не были выполнены.— “Ъ”) те, которые касаются обязательств Киева по налаживанию диалога. Задачи остаются неизменными. Все они закреплены в минских документах. Мы будем требовать их неукоснительного исполнения в соответствии с дополнительными договоренностями и усилиями, предпринятыми лидерами “нормандского формата”... Мы привержены исключительно мирному урегулированию, мы будем способствовать, чтобы украинцы восстановили национальное согласие».
Об информационных войнах
«Продолжались интенсивные медийные кампании (против РФ.— “Ъ”). В ряде случаев происходили информационные войны, в рамках которых были попытки не допустить распространение альтернативной информации...»
Об экономическом кризисе
«Ситуация в мировой экономике оставалась нестабильной. Это почувствовали все страны, включая Россию... На этом фоне мы наблюдали попытки обеспечить свои интересы за счет других, создать замкнутые экономические союзы».
Подготовил Павел Тарасенко
Add.(27.01.2015): Обратите внимание на то, насколько резко разошлась оценка внешнеполитических итогов года, озвученная Лавровым, и содержание опубликованного доклада Freedom House.
Кто же так безбожно лжёт?
Кто же так безбожно лжёт?